Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/emayacom/public_html/Sources/Load.php(225) : runtime-created function on line 3
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МЕТОДОВ ПРОПАГАНДЫ
Общественное Движение "9 мая"


Страниц: 1 2 3 [4]  Все   Вниз
Автор Тема: ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МЕТОДОВ ПРОПАГАНДЫ  (Прочитано 54839 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Сергий Русский
Экстремист
Администратор
Дух Форума
*****

Репутация 1781
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 9796


За Светлое Будущее!


Просмотр профиля
« Ответ #36 : 16 Апрель 2009, 07:33:34 »

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Массированные пропагандистские кампании в СМИ вполне способны диктовать нам то, о чем следует думать, навязать аудитории «правильную» повестку дня для обсуждения. Создание проблемы - это целенаправленный отбор информации и придание высокой значимости тем или иным событиям. Ведь событие и его освещение в СМИ - совсем не одно и то же. СМИ могут «не заметить» какое-то событие или, наоборот, придать ему исключительную важность независимо от его действительной значимости для общества.
В 1980-х годах политические психологи Дональд Киндер и Шанто Айенгар (Kinder D. & lyengar S.) провели блестящий эксперимент. Они меняли содержание программы вечерних новостей, которую смотрели участники исследования. В ходе своих научных изысканий Киндер и Айенгар монтировали вечерние новости таким образом, чтобы испытуемые получали постоянную дозу новостей по определенной проблеме, стоящей перед США. Например, был проведен эксперимент, в котором одни испытуемые узнавали о слабостях американской обороны; вторая группа смотрела программу, в которой особое внимание уделялось проблемам загрязнения окружающей среды; третья группа регулярно слушала сообщения об инфляции и экономических вопросах. После недели просмотра специально отредактированных программ большинство испытуемых выходили из эксперимента убежденными в том, что проблему-мишень, получившую обширное освещение в просмотренных ими программах, для страны очень важно разрешить в первую очередь. Больше того, оценивая деятельность действующего президента США, участники экспериментов исходили из того, как он справляется с проблемой-мишенью. Новое восприятие влияло и на политические пристрастия - более позитивно оценивались те кандидаты, которые занимали сильные позиции именно по данному вопросу.
Был сделан еще один вывод: информационная активность относительно того или иного объекта позволяет занять ему неэквивалентное его реальному статусу положение. Дозированная подача информации может либо завысить, либо занизить его статус. В результате «моська» в реальной жизни может стать «слоном» в информационном пространстве, и наоборот, «слон» в реальности может стать «моськой» в информационном пространстве. В последнем случае молчание или минимальное продуцирование информации будет способствовать укреплению представления о данном объекте как о чем-то малозначительном, не стоящим внимания широкой аудитории.
Другим вариантом неэквивалентного отражения является сознательное искажение события при сообщении о нем в СМИ. Например, как правило, коммунистические митинги всегда демонстрируются на телеэкранах с акцентом на очень пожилых участниках с портретом Сталина или Ленина. Когда на какой-то митинг привели козу, то все внимание операторов было устремлено на нее. Подобный показ делает системными некоторые случайные характеристики события, благодаря чему он получает неадекватный образ.
Исследователи проблем массовой коммуникации постоянно обнаруживают связь между освещаемыми в СМИ вопросами и тем, что зрители рассматривают как наиболее важные социальные проблемы. Самыми актуальными люди считают именно те проблемы, которые подробнее всего освещаются в средствах массовой коммуникации. Создавая тематическое доминирование в информационном пространстве, нам тем самым навязывают определенную картину мира.
Тенденциозная информационная политика привела к тому, что в последнее время едва ли не большинство россиян самой большой опасностью для страны считают раздутую иллюзию «угрозы международного терроризма», а не реальные социальные проблемы: падение рождаемости, безработицу, повальное пьянство целых регионов, пандемии наркомании и СПИДа, все возрастающее социальное неравенство и рост радикальных настроений в обществе. (Информация к размышлению: демографы установили, что при нынешних темпах распространения наркомании и СПИДа валовый национальный продукт России в ближайшие 5-7 лет может сократиться на 20% по сравнению с нынешним - за счет убыли трудоспособного населения. Сильнее по стране ударить может разве что ядерная война. А теперь подсчитайте, сколько времени российские СМИ уделяют этим проблемам, а сколько рассказывают нам о  «международных террористических центрах», о «житие Бен Ладана», о состоянии здоровья А. Шарона и о ужасной угрозе «для всего свободного мира» тирана Лукашенко.)
Джеффри Пфейффер считает, что сегодня одним из наиболее важных источников власти является способность назначать повестку дня, определяя, какие проблемы будут обсуждаться, какая информация будет широко распространяться, а какая - замалчиваться. Например, политику «закручивания гаек» легко навязать обществу, соединяя ее с ежедневно передаваемыми в прайм-тайм сообщениями об убийствах и грабежах. После регулярного и подробного освещения террористических актов можно заявить, что «террористическая война» объявлена всем нам, всей России. Мол, нация должна объединиться вокруг «спасителя отечества»...
В настоящее время информация превратилась в инструмент власти, а последние достижения в области технологий пропаганды делают ее ключевым элементом социального господства. Именно поэтому информация сегодня поступает к потребителю в препарированном виде. Искусственно создавая «актуальные проблемы», средства массовой информации навязывают определенные правила прочтения социальных отношений, выгодные власть имущим. Неосведомленность граждан позволяет оказывать через СМИ скрытое регламентирующее влияние на интеллект, эмоции, волю людей.
Записан


Сергий Русский
Экстремист
Администратор
Дух Форума
*****

Репутация 1781
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 9796


За Светлое Будущее!


Просмотр профиля
« Ответ #37 : 16 Апрель 2009, 07:35:50 »

СОЗДАНИЕ УГРОЗЫ

Еще один прием «стратегического» характера, воздействующий на эмоции массовой аудитории. Его главная задача - любым способом заставить нас бояться. Деморализованные и запуганные люди делают или хотя бы одобряют действия, которые этим людям вовсе не выгодны. Чаще всего технология следующая. Иллюзорная или реально существующая опасность какого-либо явления (например, терроризма) многократно усиливается и доводится до абсурда. СМИ устраивают истерию по поводу очередной «глобальной угрозы», вызывая у людей массовый страх, с целью создания благоприятной обстановки для манипуляции массовым сознанием - прежде всего, в политических целях. Например, для приведения к власти «крутого» полковника, обещающего замочить всех подонков в сортире...
Эта технология давно и успешно используется западной пропагандой. Если раньше в качестве пугала для благополучного западного обывателя выступала «советская угроза» - тамошняя пропаганда и масс-культура красочно изображали страшных бородатых русских с красными звездами на шапках-ушанках, хлебающих водку прямо из горла, - то сейчас эта роль возложена на опять-таки бородатых «исламских террористов» в чалмах. Меняются времена и люди, но пропагандистская технология «создания глобальной угрозы» остается неизменной. Она - важное средство сплочения обывателей вокруг власти. До смерти запуганный очередным «врагом всего цивилизованного мира», народ начинает, подобно маленькой собачонке, жаться к сапогам своих правителей - помилуйте нас, грешных, и спасите... Поэтому под прикрытием очередной страшной угрозы (будь-то бородатый Усама Бен-Ладен, антиглобалисты или летящий в космосе астероид, грозящий столкнуться с Землей) власть имущим очень удобно обделывать свои дела и отвлекать внимание общественности от актуальных политических проблем. Виртуальный мир псевдоугроз (У Ирака – вроде бы, хим. Оружие! У Ирана – как будто бы, ядерная программа!) созданный СМИ, становится обывателю гораздо ближе и важнее, чем безработица или коррупция правящей верхушки в собственной стране. В этом данная технология созвучна с пропагандистским приемом Отвлечения внимания. Создание угрозы - одно из самых сильных средств манипуляции сознанием и отвлечения внимания общественности от махинаций верхушки.
«Переориентирование агрессии - это самый простой и самый надежный способ обезвредить ее. Она довольствуется эрзац-объектами легче, чем большинство других инстинктов, и находит в них полное удовлетворение» (Конрад Лоренц, «Агрессия»).

Еще это - эффективное средство аккумулировать негативную энергию общественного недовольства и переключать ее на «безопасные» или выгодные цели. В социальной психологии метаморфозы подобного рода нередко обозначаются как «поиск козла отпущения».
«Patriotism versus terrorism» (Патриотизм против терроризма) - самый популярный пропагандистский лозунг в США после терактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Страх терроризма, психологический шок после терактов и последовавший за ним взрыв патриотических чувств американцев (психологический эффект компенсации), были активно использованы для внедрения в массовое сознание «образа врага». При этом объектами практического «приложения» патриотизма стали все неудобные для Соединенных Штатов политические режимы. Нынешние «антитеррористические операции» нередко направляются против региональных движений, которые выступают против засилья транснациональных корпораций или отвергают принцип мировой гегемонии США. Так что, если вы, не дай Бог, отвергаете диктат «страны равных возможностей» на мировой арене, у вас сегодня есть все шансы быть «назначенным» в террористы... При этом людей постоянно загоняют в зауженное восприятие. Предлагаются простые ярлыки и бесхитростные формулы. Например, достаточно произнести заклинание - «борьба с терроризмом» - и уже ничего не нужно анализировать, объяснять народу. Все становится понятным «само собой». Совершенно бессмысленное словосочетание «международный терроризм» сегодня стало универсальным аргументом, своеобразной индульгенцией, с помощью которой «благословляются» любые политические разборки. Кто контроль над нефтяными месторождениями устанавливает, кто утихомиривает мятежные провинции, кто под шумок разделывается со своими политическими противниками... Разумеется, все под лозунгом «борьбы с международным терроризмом».
Создание угрозы очень часто практикуется во время избирательных кампаний. Это - краеугольный камень современных политтехнологий. Социологические исследования показывают, что самая многочисленная часть электората никого из кандидатов не считает подходящим на высокий государственный пост. А поскольку выбирать обычно приходится между плохим и очень плохим, при необходимости выбирать из двух малоприемлемых люди склонны выбирать меньшее зло. Отсюда вывод: оппонента нужно выбирать заведомо хуже и «страшнее» себя. Здесь главное - доказать избирателям, что в случае прихода к власти вашего соперника жизнь обязательно ухудшится, в случае же вашей победы - как минимум останется прежней. Поэтому, как писал один немецкий политик, выбор врага, это слишком ответственная процедура, чтобы доверять ее воле случая.... Как всегда, наилучшие возможности для этого имеются у государственных структур. Контролируя госаппарат и СМИ, кандидат «от власти» имеет большие возможности манипулирования электоратом. Они не только делают его фаворитом, но и позволяют выбирать себе наиболее удобного соперника.
Если выборы имеют несколько этапов, это достигается путем вывода в решающий тур кандидата от власти и заведомо «непроходного» представителя псевдооппозиции. В то же время говорится о том, что «наш кандидат» (обычно это действующий глава государства) - наиболее подходящая альтернатива «вечно вчерашним» и у него есть положительный президентский опыт. Посредством новостей и публицистических программ его показывают как опытного хозяйственника, заботливого президента, который уделяет внимание многим сферам общественной жизни. В общем, «альтернативы нет!».
Пропагандистская технология «создания угрозы» обладает колоссальной эффективностью.
Прием создания угрозы широко используется и коммерческой рекламой. Сегодняшняя реклама очень успешно эксплуатирует наши страхи и психологические комплексы, которые сама же и создает: «Обязательно пользуйтесь суперэффективной зубной пастой, а не то ваши зубы съест кариес...».
Записан


Сергий Русский
Экстремист
Администратор
Дух Форума
*****

Репутация 1781
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 9796


За Светлое Будущее!


Просмотр профиля
« Ответ #38 : 16 Апрель 2009, 07:37:42 »

СОЦИАЛЬНОЕ ОДОБРЕНИЕ

«А сейчас - рекламная пауза!». Эта сакраментальная фраза всем нам хорошо известна. Ведущие развлекательных шоу обычно предваряют ею очередной рекламный блок, прерывающий телепрограмму. Возможно, вы обратили внимание, что произнесение вышеназванного заклинания неизменно сопровождается «реакцией зала»: продолжительными аплодисментами и одобрительными возгласами сидящей в студии публики. Зачем это делается? Просто телевизионным боссам хорошо известны результаты социально-психологических исследований.
Оглушительные аплодисменты и приветственные возгласы служат в качестве социального одобрения. Это сигнал, говорящий нам: «Все соглашаются с этим сообщением, и тебе следует поступить так же!». Это один из способов «отключения» психологической защиты у человека, воспринимающего рекламное сообщение. Таким образом пытаются минимизировать наше раздражение от того, что интересная телепрограмма прерывается тупыми (иногда) и примитивными (чаще всего) рекламными роликами.
Социальное одобрение - один из психологических автопилотов, которыми нас в избытке снабдила матушка-природа. Согласно этому принципу мы определяем, что является хорошим и правильным, наблюдая, что считают хорошим и правильным другие люди. Действия тех, кто нас окружает, во многом определяют наше мнение и поведение. Когда множество людей делает одно и то же, мы готовы допустить, что, возможно, они знают нечто такое, чего не знаем мы. А значит, следует побыстрее присоединиться к большинству, чтобы не остаться в дураках. Главную роль в нашем мышлении начинает играть стадный инстинкт. Тут-то и кроется психологическая ловушка.
Подобная техника используется издревле продавцами чудодейственных лекарств и разнообразными целителями, подсаживавшими в аудиторию зазывал, притворявшихся, будто они вылечились от недуга, и поющих дифирамбы в адрес «спасителей». Политики проводят публичные выступления, привлекая к участию в предвыборных митингах т.н. «группы поддержки». Такие группы всегда располагаются около трибуны и приветствуют своего патрона громкими аплодисментами и одобрительными возгласами. Телевизионные продюсеры вставляют в свои коммерческие шоу записанные на пленку смех и аплодисменты (фонограммы смеха заставляет телеаудиторию смеяться дольше и чаще, даже если предлагаемый юмор самого низкопробного качества). Рекламодатели нанимают актеров, чтобы те играли роли простых людей, расхваливающих тот или иной продукт; изображают продвигаемые товары в качестве пользующихся большим спросом (рекламный ролик, где домохозяйки в супермаркете жестоко дерутся за обладание последней упаковкой «эксклюзивного» стирального порошка и т.д.). Кстати, во время съемок юмористических телепередач и новогодних «голубых огоньков» гости студии также смеются и аплодируют не по-настоящему, а понарошку, то есть на камеру. А потом их крупные планы монтируют как реакцию на выступления коллег.
Подобные ситуации призваны создать впечатление, что большинство людей действует таким образом, каким хотят заставить действовать вас. Во всех вышеперечисленных случаях бросается в глаза открытый характер мошенничества. Организаторы обычно даже не считают нужным скрывать его. Психологический автоматизм социального одобрения очень силен, он настолько глубоко сидит в нас, что работает даже тогда, когда мы хорошо осознаем сам факт пропагандистской манипуляции. Психолог Роджер Фюллер (R. Fuller) установил, что фонограмма смеха заставляет большинство людей смеяться и тогда, когда они знают, что смех искусственный, смоделированный на компьютере. Вариантом социального одобрения выступает так называемое рейтингование - публикация псевдосоциологических рейтингов с целью убедить нас, что определенного политика или избирательный блок «любит» большинство населения страны и собирается за него голосовать.
Противоположным социальному одобрению является пропагандистский прием социального неодобрения. Он используется для создания иллюзии осуждения действий тех или иных субъектов со стороны общественного мнения.
Осуществляется, например, подбором негативных высказываний «лидеров мнения», представителей различных слоев населения, «простых людей с улицы», соответствующих данных социологических опросов и т.п.
Записан


Сергий Русский
Экстремист
Администратор
Дух Форума
*****

Репутация 1781
Offline Offline

Пол: Мужской
Сообщений: 9796


За Светлое Будущее!


Просмотр профиля
« Ответ #39 : 16 Апрель 2009, 07:40:36 »

ЯДОВИТЫЙ СЭНДВИЧ

Этот пропагандистский прием активно использует возможности психологического влияния за счет структуризации текста. Всегда предпочтительнее не лгать, а добиться, чтобы человек не заметил «ненужной» правды. Коммуникатор дает позитивное сообщение между негативным предисловием и негативным заключением. При наличии определенных способностей и опыта коммуникатора, положительное сообщение как бы исчезает от внимания аудитории.
Очень хороший прием, активно используемый теми СМИ, которые претендуют на «объективное освещение событий» и стремятся создать себе имидж в стиле «только факты, ничего кроме фактов». При таком структурировании событий объективность формально соблюдена, но эффект «ненужных» сообщений девальвирован.
Обратным к предыдущему является т.н. «Сахарный сэндвич». Негативное сообщение маскируется положительным вступлением и положительным заключением.

 
 
 
По Виктору СОРОЧЕНКО
 
P.S. Перечисленные выше приемы и методы достаточно просты и очень эффективны. Так что желаем вам успехов. Вот только в чём?
Записан


Гетман
Агитпроп Квакишей
Флудер
Предыдущий докладчик
*

Репутация 33
Offline Offline

Сообщений: 49



Просмотр профиля
« Ответ #40 : 03 Февраль 2010, 11:05:48 »

Болгарские товарищи разработали пособие "Теория и практика психологической войны". Психологические войны, диверсионные психотехнологии, информационные и пропагандные спецоперации. Скачать архивом можно здесь http://narod.ru/disk/17533678000/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D1%8B_%D0%BE%D1%82_interservice%40net-bg.net.zip.html
Записан

Сорванный флаг -Знак
Сдачи врагам,
Но нас не возьмёшь - врёшь,
Мы живы пока.

Святкин
Администратор
Пророк
*****

Репутация 2103
Online Online

Сообщений: 11304


Мы живы, Мы вечно рождаемся вновь...


Просмотр профиля
« Ответ #41 : 01 Январь 2013, 22:14:54 »

Информационная война в интернете: классификация и описание методик
Записан


Святкин
Администратор
Пророк
*****

Репутация 2103
Online Online

Сообщений: 11304


Мы живы, Мы вечно рождаемся вновь...


Просмотр профиля
« Ответ #42 : 24 Февраль 2015, 18:36:42 »

еще раз о методах информационного господства капиталократии


Про информационную войну




------------------

Практически вся наша жизнь проходит в условиях негласной и незримой войны. Это война против нас всех, борьба за наш разум и волю, с целью их уничтожить, сломать, подчинить себе. Ничтожное меньшинство, прорвавшееся к власти и желающее остаться там навсегда жаждет вечно паразитировать на нас и наших детях, а нас самих навсегда превратить в бесправных рабов.

 При этом, все делается так, чтобы этой незримой битвы вообще никто не заметил. В этой оценке нет никакого преувеличения, если бы паразиты были чуть менее глупы, у них все могло получиться. Даже и так почти получилось, несмотря на весь их идиотизм и дегенеративность. Методы этой борьбы почти бесконечно разнообразны, непрестанно меняются и совершенствуются. Современный капитализм постепенно превращается в разновидность тоталитарной секты, где непрерывный рост капитала становится своего рода символом веры, а паразиты и их холуи - жрецами бесчеловечного культа.

Чтобы эффективно противостоять паразитам полезно знать основные приемы и их разновидности которые применяются ими для манипуляций нашим сознанием.  Здесь я попытаюсь перечислить и кратко описать известные мне приемы и методы информационной войны. Большинство из них, на мой взгляд, относятся к одной из трех больших категорий по целям воздействия, это:

источники информационных сообщений,
 само содержание распространяемой информации
и способы формирования необходимого эмоционального отношения к ним.


===========

По источникам информационных сообщений


Игнорирование. Если источник важной информации малоавторитетен, то информацию из него игнорируют и принимают чисто технические меры по предотвращению распространения нежелательных сведений, чтобы данный источник информации надежно изолировать и не допустить его популяризации.

Вербовка. Автору, замеченному в распространении нежелательной информации, аналитики или пропаганды предлагают взаимовыгодное сотрудничество, иногда в совершенно иной сфере и делают предложение от которого трудно отказаться. После вербовки обычно бывает достаточно намека, чтобы автор прекратил ненужную деятельность или направил ее в «правильное» русло. Как правило, если обнаруживаются признаки вербовки, целесообразно или соглашаться, или совсем оставить рискованную область деятельности, или присоединиться к одной из наиболее близких по духу конвенционных сил и попытаться получить у них защиту и покровительство. В противном случае можно ожидать применения гораздо менее приятных мер воздействия.

Подавление. Если вербовка не состоялась, нецелесообразна или по каким-то причинам невозможна, то заинтересованные силы переходят к подавлению источника. Силовые структуры заинтересованных сил могут выйти напрямую на источник информационной опасности и воздействовать на него законными и/или незаконными способами. После этого он, как правило, или полностью прекращает неодобряемую деятельность или даже начинает сотрудничать с оппонентами. Более стойкие в убеждениях, рискуют свободой, здоровьем, а то и жизнью. Как правило используются: запугивание, шантаж и уголовное преследование. В жизни встречается чаще, чем можно было бы подумать. Буржуи в выборе средств не стесняются, особенно если речь идет о прибыли.

Физическое уничтожение источника информации. Как правило следует если все прочие меры оказались безрезультатны. Как правило, под видом несчастного случая или внезапного заболевания. Хотя, может использоваться просто для устрашения, без особых причин. Тогда ликвидация осуществляется публично и с особой жестокостью. На сегодня, встречается казалось бы нечасто, но подозрительных случаев - тьма.
(Из недавних примеров - устранение В.И. Илюхина)

Компрометация. Иногда, проще дискредитировать источник информации, чем остановить ее распространение. Для этого, проводится компания по «разоблачению» источника опасных знаний с целью доказать его неадекватность, лживость и/или пристрастность. Для этого используются как действительные, так и мнимые ошибки и неточности допущенные жертвой с активным использованием казуистики и риторических приемов. После этого, информацию из такого источника невозможно использовать для аргументации, даже если она объективна и доступна. Публика ей заведомо не доверяет. Один из самых стандартных приемов.

Дутый авторитет. Если необходимо убедительно вбросить лживую информацию, то при наличии необходимых ресурсов, избранному для этих целей источнику могут создать на время липовый авторитет в соответствующей сфере деятельности. Как правило при этом ограничиваются медиапространством, но могут затронуть и реальность, например, издав от имени источника книгу или присвоив ему научное звание. Иногда бывает трудно поверить, какие колоссальные силы и средства тратятся в реальности, чтобы добиться самых незначительных успехов в медиапространстве.

Искажение результатов поиска. Почти все поисковые системы, для каждой страны выдают разные результаты по одному и тому же запросу. Иногда это можно обнаружить с помощью прокси. В настоящее время, говорят, результаты поиска могут розниться не только от страны к стране, но даже между отдельными регионами и пользователями. Можно попробовать избавиться от такой опеки с помощью анонимайзеров и прокси, но тут возникает проблема с «печеньками»... Иногда можно заметить, что для разных новостей используются разные условия поиска. Некоторые сведения практически невозможно найти по связанным с ними ключевым словам, в то время как по по точному названию или достаточно длинным фразам содержащимся в них, находятся легко.

Замусоривание результатов поиска. Чтобы сделать невозможным обнаружение опасной информации, достаточно спрятать ее усложнив поиск, для этого в безобидных сообщениях широко используются слова из которых состоит опасная новость, а потом для этих бесполезных сообщений устанавливается высший приоритет в поисковых системах. Как бы вы ни старались, ненужную властям информацию найти будет невозможно. На практике, не раз замечал, что сначала информация легко находится по отдельным словам, а потом, вдруг, даже по целым фразам обнаруживается на N-ой странице, а то и вовсе исчезает...

Принудительная фильтрация результатов.
Осуществляется владельцами поисковых систем. Полностью доступна только государственным властям и/или вышестоящим структурам. Иногда может осуществляться в интересах частных лиц и корпораций на коммерческой основе. На сегодня, информация, которую нельзя найти с помощью поисковых систем, фактически не существует и для рядовых пользователей практически недоступна.

По содержанию информации

Игнорирование. Какая либо реакция на информацию полностью отсутствует. Несмотря на всплывшие факты, официальные источники молчат, пропагандисты при упоминании крутят пальцем у виска. Обыватель быстро забывает странную новость, думает, что «померещилось». Довольно часто используется в отношении информации невыгодной ни одной из основных политических сил.

Замалчивание. Бывает, что даже упоминание о каком-то событии не найти ни в одном из легкодоступных источников. Как правило, это связано с прямым, но негласным табу, наложенным государственными и/или вышестоящими структурами. Встречается довольно часто, особенно в отношении прошлого, как исторического, так и не совсем.

Маскировка. Как известно, дерево проще всего спрятать в лесу. Бойцам информационных фронтов эта истина тоже хорошо известна. Поэтому при появлении опасных известий, в информационное пространство ими немедленно, или даже заранее, вбрасывается поток похожих, но менее важных, действительных или даже вовсе фейковых новостей, которые потом убедительно опровергаются. Опасная новость оказывается незамеченной, а чересчур внимательным обывателям кажется, что и эта новость оказалась вбросом и была опровергнута в числе прочих. А иногда она так же ложно опровергается, что в ряду прохожих новостей оказывается совершенно незамеченным.

Отвлечение. Как только появляется опасная новость или происходят неприятные для властей события, в информационное пространство вбрасывается какой-нибудь глупый скандал, обычно с участием медиа «звезд» соответствующей величины и начинает активно муссироваться всеми СМИ, раздуваясь до масштабов сенсации. Нередко это делается заранее и в таком случае может служить индикатором предстоящих негативных событий.

Искажение замещением. В этом случае в целевую информацию вносятся «обезвреживающие» исправления, после чего она широко распространяется, на различных популярных ресурсах. Причем, для фальшивок часто устанавливается высший приоритет в поисковых системах. Иногда бывает так, что вспомнив какое-то сообщение, при поиске, находишь похожее или несколько похожих, а исходного нигде нет, даже если изначально оно было широко доступно. Похожий способ, кстати, используется копирастерами для «отравления» контента торрентов и пиринговых сетей.

Вброс и разоблачение фальшивых аргументов. В этом случае, пропагандисты подсовывают своим противникам, возможно даже подкупая для этого некоторых из них, очень убедительное на первый взгляд доказательство в подтверждение их позиции, но по факту являющееся чистой фальшивкой. А когда оппоненты эти подброшенные «факты» уже достаточно глубоко «заглотнут», широко используют и распространят, то профессионалы шумно, энергично и убедительно свою фальшивку опровергают. При этом, реальная доказательная база оппонентов, будучи формально даже незатронута и никем неопровергнута, неформально в глазах обывателей полностью уничтожается и дискредитируется. Впервые обнаружил этот метод в дискуссиях по «американской лунной афере», несколько позже по ГМО, а в последнее время он начал использоваться широко и повсеместно. Очевидно свидетельствует о хорошем бюджете соответствующей пропагандистской компании и достаточно высокой квалификации исполнителей.

Официальный запрет. Информация по решению суда вносится в список запрещенной, а на все ресурсы на которых удается ее обнаружить прекращается доступ. Сейчас доступ на многие ресурсы по закону закрывают просто так, без всяких решений суда. Зачастую это не поддается никакому разумному объяснению. Очевидно, что делается это только для того чтобы замаскировать истинные цели сокрытия информации.

Копирайтирование. Фото, аудио и/или видио, содержащиеся в нежелательном сообщении, объявляют нарушающими чьи-то авторские права и на «законном» основании полностью выпиливают его из информационного пространства, а на недоступные для зачистки ресурсы в интернете закрывают доступ. Кстати, в последнее время произошел массовый «забой» сайтов с книгами, что в явном виде демонстрирует истинные намерения и цели «нашей» власти.

Негласная информационная зачистка. Состоит из следующих двух основных этапов:

1. Ненужная информация исключается из поиска в поисковых системах.

2. Происходит физическое удаление информации с источников.

Эффект был обнаружен, когда определенная информация, буквально на глазах, сначала начисто пропала из Гугла, потом из Яндекса, а вскоре перестали работать прямые ссылки... Хотя, в большинстве случаев, чтобы скрыть информацию достаточно исключить ее из поиска.

Фрагментарная ложь. Иногда, для искажения понимания сути события, достаточно внести в сообщение о нем лишь небольшое изменение или добавку. При этом ложь исчезающе мала, но почти полностью исключает правильное понимание его смысла.

Силовая инверсия. Когда контроль над СМИ велик, то с их помощью можно назвать белое черным, а черное белым. При достаточно массированной компании обыватели, в своей массе, подвоха не заметят и воспримут информацию в навязанном ключе. На сегодня, на большей части планеты Земля, метод практически доступен лишь одной единственной политической силе.

Замаскированная ложь. Часто встречается у пропагандистов «правдорубов», при этом они акцентируют внимание на «правде-матке», которую бесстрашно вещают с трибуны, а хитрую ложь произносят между прочим или как нечто само собой разумеющееся.

Косвенная ложь. Которая в явном виде не произносится, но к самостоятельным ложным выводам публика подталкивается путем умелых психологических манипуляций и мелкого вранья.

Прямая наглая ложь. Встречается в последнее время повсеместно и в широчайшем ассортименте. Я бы выделил следующие ее разновидности:

- Вводящая в заблуждение. Сознательное навязывание явного вранья в качестве фактов.

- Обескураживающая (хуцпа). Когда вранье очевидно, но навязывается невзирая на факты.

- Заслоняющая. Откровенное вранье распространяется, чтобы сделать реальные факты менее заметными.

- Заменяющая.
Правдоподобная выдумка выдается за правду, вместо реальных фактов, которые скрываются.

- Отвлекающая. Неожиданные, занятные и глупые выдумки часто используются чтобы отвлечь внимание от важных событий происходящих в действительности.

- Запутывающая. Множество похожих на правду глупостей используется, чтобы сбить наблюдателей с толку и не допустить ясного понимания ситуации. Слишком плотный поток лживых или даже действительных новостей с множеством излишних подробностей создает эффект информационной перегрузки мозга и затрудняет наблюдателям не только анализ действительности, но и процессы мышления вообще.

- Искажающая. Правдивую информацию перевирают так, как это необходимо заинтересованным сторонам и стараются подменить этой версией действительную.

- Дискредитирующая. Создается лживый предлог для игнорирования или политического уничтожения противника.

- Компрометирующая. Клевета всегда эффективна для снижения доверия к политическим противникам.

- Шокирующая.
Обычно  «страшные» новости выдумывают для психологического подавления обывателей - страшные и неуязвимые маньяки, убийцы, пришельцы и т.д.

- Деморализующая. Выдумки использующиеся для подавления воли к действию -  «нас окружили», «нас предали», «мывсеумрем», «спасайся кто может».

- Очерняющая. Массовый вброс всевозможной негативной лжи, рассчитанной на то, что  «ложечки найдутся, а осадок останется».

и т.д.

Обычно действует недолго, но сильно. Злоупотребление этим методом сильно снижает его эффективность. Умелая безудержная ложь сначала обеспечивает подавляющее преимущество в политической борьбе, потом приводит к девальвации правды, когда словам перестают доверять, а потом происходит девальвация лжи, когда слова теряют смысл и их лживость становится само собой разумеющейся.

От прочих методов манипуляции наглая ложь отличается не только полным несоответствием действительности, но и заведомом знании об этом самих врунов. Вместо того, чтобы манипулировать уже имеющимися в информационном пространстве сущностями, пропагандистами-лжецами создаются совершенно новые - липовые, не имеющие никаких корней в действительности. При достаточно настойчивом внедрении, с годами, наглая ложь начинает считаться историческим фактом. Причем, зачастую такая историческая ложь выглядит гораздо достовернее правды, поскольку выдумки всегда логичны и правдоподобны, в отличие от реальной действительности, а безупречная доказательная база тщательно подготовлена фальсификаторами. Основная проблема в том, что если ложь попадает в историю, то история превращается в миф.

По формированию эмоционального восприятия

Искажение общности. Часто в СМИ типичные явления объявляются частными случаями и наоборот, частные случаи стараются выдать как типичные. Например, если к негативному событию причастны представители политических противников, это всячески подчеркивается, а если «свои», то умалчивается. В случае позитива - наоборот. При этом о сути самих событий сообщают правдиво.

Игнорирование контекста. Происшествия и факты рассматриваются вне контекста и канвы событий. Например, один человек избил другого, вроде все ясно, но ситуация меняется до наоборот, если сообщить, что «другой» напал первым и с ножом, а можно добавить, что это была попытка «другого» отомстить за избитую и изнасилованную жену... При необходимости, новость можно подать и так, и сяк, как выгоднее. И ни слова лжи. Стандартный прием СМИ.

Ложный вывод. Суть событий передается верно, но при их анализе делаются совершенно неверные выводы, часто, с очевидными нарушениями формальной логики. Но публика это редко замечает. Самый распространенный прием.

Ложная трактовка. Довольно часто информация о событиях не искажается или перевирается минимально, но нужный эффект достигается с помощью навязанной неправильной трактовки.

Акцентное искажение. При сообщении основное внимание уделяется второстепенным моментам, а самое важное упоминается вскользь. При этом говорится только правда, но самое важное оказывается скрыто от публики.

Пристрастное массирование. Если выбирать факты из потока событий пристрастно, только те, которые нравятся, то можно убедительно обосновать любую позицию.

Ложная альтернатива. В этом случае противопоставляются точки зрения, ни одна из которых не является правильной. При этом публика оказывается «заперта» в заданных рамках дискуссии и не может выйти за пределы навязанного выбора. Широко распространенный прием буржуазной пропаганды.

Ложная проблема. В этом случае вместо решения существующих трудностей, создается новая, которая затем легко устраняется, при этом создается впечатление, что одной проблемой стало меньше, хотя на самом деле ничего не меняется. Широко распространенный старинный прием.

Рассеивающая детализация. Новость, несущая негативный момент, начинает уточняться, при этом возникает масса как ложных, так и истинных бессмысленных подробностей, не имеющих прямого отношения к делу, которые уводят внимание публики от существа вопроса. Стандартный прием сейчас.

Искажение (отрицание) приоритетности. Благодаря эмоциональной окраске, многие малозначительные факты кажутся намного значимее, чем действительно важные. Классический примеры: «слезинка ребенка»,  «нет ничего важнее, чем жизнь человека», «лишь бы не было войны».

Компрометация репутацией. Если новость вдруг начинает пропагандироваться какой-то инфернальной личностью или политической силой, то ее значимость сильно снижается... Власть часто пользуется этим эффектом для дискредитации оппозиционной пропаганды, сотрудничая в этих целях с разнообразными записными ублюдками и маргиналами, которые стараются формально войти в состав соответствующих политических сил.
   

Компрометирующая поддержка. В этом случае опровергаемое мнение активно как бы поддерживается, но делается это таким образом, чтобы переубедить всех в обратном. Особенно часто используется против русских националистов, когда их позицию повсеместно выражают совершенно инфернальные личности, непонятной национальности, причем делают это таким образом, чтобы даже русским стало стыдно, что они русские. Иногда поддержка может быть реальной, но только на начальном этапе для того чтобы втереться в доверие.

Защита авторитетом. Иногда, противоборствующим политическим силам, добровольно или другими неведомыми способами удается заставить аналитиков, обладающих бесспорным авторитетом, тратить его выступая в своих интересах. Иногда авторитет известных людей используется заочно, путем огульного зачисления их в свои сторонники или приписывания чужих слов. Иногда, авторитет эксплуатируется даже посмертно, путем приписывания авторства полностью выдуманных цитат, искажения или фрагментарного цитирования с использованием реальных высказываний вне контекста.

Персональная дискредитация. У каждого человека есть недостатки, поэтому, при обсуждении события имеющего негативный аспект для власти, СМИ сосредотачиваются не на фактах и обстоятельствах, а на осуждении личных качеств, мнимых и действительных ошибок и недостатков, той стороны, которую им выгодно компрометировать. Особенно часто этот метод применяют при освещении преступлений с национальным оттенком.

Драматизация. Одним из хороших методов заставить людей смириться с мерзостями буржуазной действительности, является их активная пропаганда, когда ужасы и зверства паразитов не только не пытаются скрыть, но и всячески их смакуют и выпячивают, стараясь вызвать в народе не праведный гнев, а отчаяние. Трансформация сознания под воздействием мощного потока негативной информации неплохо исследована в книге Евы Анчел «Мифы потрясенного сознания». Кстати, в эту психологическую ловушку в наши дни попались многие коммунисты.

Перекладывание ответственности. В большинстве проблем всегда есть доля вины жертвы, поэтому легко можно перенести акцент с больной головы на здоровую. Чем и пользуются манипуляторы всегда ловко перекладывая ответственность в нужную сторону. Наиболее типичный прием: «Сам виноват!».



Риторические приемы.

Современное состояние дел в этой области лучше всего отражено в книге Карела Чапека «Двенадцать приемов литературной полемики или Пособие по газетным дискуссиям», с тех пор в этой области  мало что изменилось. В интернете я бы выделил следующие наиболее употребимые приемы:

- Высокомерие. Критикуемая позиция обсуждается в снисходительном ключе, вместо разговора по существу, рассматриваются мнимые и действительные ошибки и неточности формулировок. Суть приема в том, чтобы избежать обсуждения вопроса, как неправильно поставленного и/или несоответствующего уровню дискуссии.

- Казуистика. Используются речевые обороты не несущие никакой информационной нагрузки, но формирующие необходимую эмоциональную окраску восприятия упакованных в них сообщений.

- Переход на личности. Позиция опровергается путем критической атаки на автора, при этом все сводится к обсуждению либо личных качеств автора, действительных или мнимых, его квалификации, интеллектуальных способностей, образования или же хода и результатов прошлых дискуссий с его участием.

- Высмеивание. В нейтрализуемом сообщении выбирают момент, который можно комически обыграть и обсуждают только его. При этом публике уже все сообщение кажется несерьезным и смешным.

- Негодование. В опровергаемом сообщении выбирается какой-то подходящий для возмущения элемент, его смысл утрируется и подвергается остракизму. При этом отношение публики к новости становится агрессивно отрицательным независимо от его действительного содержания.

- Контекстное искажение. При этом сообщение делается «честно», но в определенной последовательности с другими, благодаря чему субъективно его смысл искажается или даже меняется на противоположный.

- Требование доказательств. Аргументы противоположной стороны опровергаются на основании недостаточности доказательств. Любые доказательства, при желании, можно считать недостаточными или недостоверными.

Черная риторика. Особое направление в риторике, вобравшее в себя наиболее эффективные и грязные приемы ведения полемики, подробно описана в книге Карстена Бредемайера «Черная риторика».

Мемы. Служат для формирования общественного мнения в отношении определенных явлений с помощью ярких образов. Могут иметь любой медиа-формат. При этом могут эксплуатироваться почти все возможные когнитивные искажения и уязвимости человеческой психики. Часто лежат в основе штампов, ярлыков и инфовирусов.

Инфовирусы.
Как правило, используются для взлома и разрушения защитных психологических конструкций. Строятся, обычно на основе парадоксов и неочевидных логических ошибок. Хотя, далеко не все из инфовирусов зловредны. Бывают также информационные антивирусы, которые нейтрализуют действие инфовирусов и/или положительно влияют на состояние психики обывателей.

Штампы. Фиксируют отношение обывателей к определенным событиям и явлениям или целым классам событий и явлений. Как правило, путем манипуляций с формулировками.

Ярлыки. Используются для навязывания мнения, обобщения и связывания различных по своей природе сущностей, путем манипуляций с их наименованиями.

Стереотипы. Формируют восприятие в нужном ключе к определенным классам событий и явлений. При этом сходные явления автоматически оцениваются без анализа по существу, даже если сходство кажущееся или поверхностное.

Есть в информационной войне и цельные самостоятельные явления, некоторые из которых уходят своими корнями в седую древность:

Терроризм. Этот метод, как правило, используется действующей властью, чтобы добиться неформального согласия населения на ущемление его прав. Любое преступление совершенное с целью массового запугивания можно считать терроризмом, но только власть может превратить почти любое преступление, связанное с насилием, в теракт. Для этого достаточно его соответствующего освещения в СМИ. Эксплуатируется страх обывателей за свою жизнь и жизнь близких людей, стремление к безопасности.

Патриотизм (мимикрия под "своих"). Используется властью, чтобы алогичным способом оправдать свои преступления и ошибки, и получить мандат на новые. Эксплуатируется любовь к Родине и доверчивость к начальству.

Троллинг. Универсальный метод блокирования или перенаправления дискуссий в интернете в нужном ключе. Включает в себя широкое применение приемов черной риторики. Эксплуатируется ограниченность и конформизм обывателей.

Консерватизм. Используется действующей властью, для алогичного обоснования своего преимущества перед оппозицией, но срабатывает только на тех, кто своей жизнью в целом удовлетворен. Эксплуатируется страх обывателя  перед неизвестностью и стремление к безопасности.

Эгоизм. При игнорировании интересов общества, отдельный индивидуум получает преимущество перед теми, кто их не игнорирует, но только до тех пор, пока число таких «умников» не достигает критической величины. Отсутствие социальной организации общества позволяет властям практически беспрепятственно манипулировать населением своих стран. Эксплуатируются лень, алчность и любовь к себе.

Гедонизм (потребительство).
Получение удовольствий пропагандируется, как главная жизненная ценность. Причем, удовольствия трактуются только как результат потребления товаров и услуг. Позволяет легко манипулировать людьми путем управления их доступа к материальным благам. Эксплуатируется любовь к себе и низменные страсти (чревоугодие, сластолюбие и т.д.).

Жопоголизм. Власти сознательно  поощряют пропаганду преувеличивающую недостатки своей страны и достоинства других. Это деморализует население и отбивает у людей желание улучшать собственную жизнь и бороться против несправедливости и безобразий вокруг себя, а основным устремлением жопоголиков становится желание побыстрее заработать побольше денег и уехать на ПМЖ куда-нибудь в далекие «счастливые» страны.

Субординация и чинопочитание. Люди привыкли доверять тем, кто находится выше их по социальной лестнице, обычно сильно переоценивая их интеллектуальные возможности. Когда власть находится в руках паразитов, наверху оказываются почти исключительно одни только моральные уроды и/или дебилы.

Дисциплина и законопослушание. Многие воспринимают их как явления имеющие самостоятельную ценность. На самом деле, и то и другое имеет смысл только когда служит интересам всего общества в целом (например, революционно-освободительным) , когда же их узурпируют в своих интересах паразиты, то они превращаются в один из инструментов порабощения.
--------------
Тема здесь лишь слегка затронута и перечислены только основные моменты и только с моей собственной точки зрения, на основании личных наблюдений. Более развернутую, подробную и полную, хотя и не слишком систематизированную, на мой взгляд, информацию можно найти, например, в следующих книжках:

Alexander Kott «Information Warfaire and Organizational Decision-Making»
Алексей Воеводин  «Стратагемы - стратегии войны, манипуляции, обмана»
Александр Филатов «Основы распознания и противодействия манипуляции сознанием»
Арсений Миронов «Раздувай и властвуй Практическое руководство по технологиям «мягкой» пропаганды»
Валерий Белянин «Психолингвистика»
Википедия - Информационная война Пропаганда Психолингвистика
Виктор Сороченко «Энциклопедия методов пропаганды»
Владимир Бехтерев «Внушение и его роль в общественной жизни»
Герберт Шиллер «Манипуляторы сознанием»
Густав Лебон «Психология народов и масс»
Дэн Слобин «Психолингвистика»
Ева Анчел «Мифы потрясенного сознания»
Игорь Мелехов «Скрытый гипноз Практическое пособие»
Карел Чапек «Двенадцать приемов литературной полемики или Пособие по газетным дискуссиям»
Карстен Бредемайер «Черная риторика Власть и магия слова»
Луркоморье - Пропаганда
Олег Матвейчев «Уши машут ослом Сумма политтехнологий»
Ревекка Фрумкина «Психолингвистика»
Сергей Кара-Мурза «Манипуляция сознанием»
Тимоти Лири «Технологии изменения сознания в деструктивных культах»
Эдвард Бернейс «Пропаганда»

Если что, всю вышеперечисленную литературу можно найти в DC++ (кроме ссылок на Лурку и Вики). При чтении надо учитывать, что многие из книжек написаны профессиональными пропагандистами и сами являются одним из инструментов пропаганды. Хотя, я старался выбрать наименее ангажированные и наиболее содержательные из всех попавшихся мне произведений. У некоторых из этих книжек роскошные библиографии, по которым можно обнаружить почти по все доступные тематические источники. Надо заметить, что книги наиболее всех прочих источников информации доступны для анализа и наименее всего пригодны для пропаганды. Именно поэтому «элиты» объявили книгам войну, в стремлении сделать знания как можно менее доступными для простых людей. Особенно заметно это стало в последнее время. Поэтому учиться лучше прямо сейчас, пока еще есть такая возможность.

http://kajaleksei.livejournal.com/27097.html
------------

Почему то (возможно потому, что автор - охранитель)  в списке не упомянута наиглавнейшая книга по разбору глобальной Системы насилия над сознанием - "Религия денег" Неведимова.
Записан


Теги:
Страниц: 1 2 3 [4]  Все   Вверх
Отправить эту тему | Печать
Перейти в:  


Европа




Форум Война Интернет-передача Орден патриотов СССР ОД "9 мая"
за русскую победу 9 мая общественное движение сталин ленин коммунизм православие национализм за русь русские СССР патриоты советский союз победа 1945 жиды пиндосы сопротивление революция правда справедливость интернационализм социализм родина путин медведев сионизм фарисейство нефть энергетика кургинян оружие война ножи автоматы самооборона танки октябрь мухин калашников гитлер вопросы красный флаг победа русские россия кавказ война новости сми революция